ТРИЗ в бизнес-анализе

Теория решения изобретательских задач как инструмент для бизнес-анализа

Цели автоматизации системы управления организацией

11.03.2011
New_preview_7-1_old

На вопрос «Зачем нужна автоматизация системы управления?» можно услышать много разных ответов, начиная от «повышения скорости и точности обработки управленческой информации» и заканчивая «повышение производительности и эффективности работы менеджеров».
Большинство ответов будут правильными, но они не позволяют понять нам причины, которые порождают потребность в автоматизации системы управления.

Почему раньше системы управления справлялись без автоматизации, а сегодня уже нет? Какие новые требования к системе управления есть сегодня и будут завтра? В этой статье мы попробуем кратко ответить на эти вопросы.

В общем случае, систему управления организации может рассматривать в виде совокупности взаимосвязанных управленческих процессов и объектов. Примерами управленческих объектов процессов являются:

  • Управление производством;
  • Управление взаимоотношениями с владельцами организации, поставщиками и потребителями;
  • Управление персоналом;
  • Управление продуктами и продуктовый «портфелем»;
  • Управление ИТ-ресурсами;
  • Управление складом;
  • Управление качеством;
  • Стратегическое управление и т.д.

Еще в начале XX века системы управления включали малое количество процессов и объектов управления. Делопроизводство, управление персоналом и организационной структурой, управление производством, бухгалтерский и управленческий учет – этого набора было достаточно, чтобы система управления обеспечивала организации условия для стабильного существования и роста.

Сегодня список процессов и объектов управления организации содержит десятки знакомых, а иногда и малознакомых объектов и процессов управления. На «повестке дня» стоят инновационный менеджмент, менеджмент качества, окружающей среды и социальной ответственности, управление затратами и цепочкой производства ценности.

Условия жизни организаций (конкуренция, глобализация, информатизация и прочие ции) порождают требования к повышению точности работы систем управления. Эта тенденция проявляется в появлении все новых процессов и объектов управления. Вот несколько примеров:

  1. Быстроизменяющиеся требования покупателей вызывают необходимость переводить управление производством на гибкие мелкосерийные производственные программы.
  2. Гибкость приводит к усложнению технологий поставки, производства и продажи товаров и услуг.
  3. Ужесточение государственных норм в области сохранения окружающей среды порождает потребность в создании системы экологического менеджмента.

Изображение Деловые люди

Итак, управленческих процессов и объектов становится все больше. Чем выше требования к точности системы управления, тем больше управленческих процессов и объектов требуется для ее функционирования. Чем больше объектов появляется в системе управления, тем больше требуется менеджеров, обладающих разнообразной квалификацией.
Увеличение количества управленческих объектов ведет не только к росту количества менеджеров, но и к возникновению большого количества взаимодействий между ними. Все это неизбежно приводит к увеличению сложности системы управления, снижению ее эффективности и производительности.

Сегодня любая средняя или крупная компания сталкивается с проявлением противоречия: повышение точности системы управления компанией приводит к увеличению ее размеров и сложности, что, в свою очередь, приводит к снижению ее производительности и эффективности.

Даже автоматизация приводит к усложнению системы управления, потому что порождает новые объекты и процессы управления.

Теперь мы попробуем сформулировать основную цель автоматизации системы управления:

Повышение точности (производительности, эффективности) системы управления без видимого ее усложнения.

Таким образом, на наш взгляд автоматизация системы управления должна приводить к следующим результатам:

  1. Предоставление управленцам релевантных данных для принятия решений (информационная система должна уметь собирать и обрабатывать правильные данные)
  2. Ускорение выполнения отдельных операций по сбору и обработке данных (информационная система должна работать быстрее, чем это делают люди)
  3. Снижение количества решений, которые должен принимать управленец (информационная система должна уметь принимать управленческие решения без участия менеджера)
  4. Повышение уровня контроля и исполнительской дисциплины (информационная система должна уметь контролировать работу организации и оценивать соответствие полученных результатов планам)

Статья написана в соавторстве с М.Г. Якубовичем.

Добавить комментарий

Подписаться без комментирования