ТРИЗ в бизнес-анализе

Теория решения изобретательских задач как инструмент для бизнес-анализа

Обзор ТРИЗ для системных и бизнес аналитиков. Часть 1.

26.10.2011
New_preview_1-1_new

Недавно, задав вопрос «Является ли профессия аналитика творческой (креативной)?» я получил следующие ответы:
50% опрошенных ответили – «Конечно, да!»
25% ответили – «Да, конечно!»
25% – это еще один парень, который ответил: «Не знаю». (Правда, потом он объяснил, что не расслышал вопроса, и подумал, что я спросил: «Какой счет в последнем матче «Арсенала»?»)
 
Если бы на самом деле был проведен релевантный социологический опрос на эту тему, то, скорее всего, подавляющее большинство аналитиков ответило бы на этот вопрос утвердительно.

Но если бы был задан вопрос: «Должен ли быть аналитик изобретателем?», то утвердительных ответов было бы, скорее всего, меньше.
 
В данном обзоре представлена информация о Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ), а также изложены некоторые мысли о применении ТРИЗ в работе аналитиков. Возможно, познакомившись с ТРИЗ поближе, вы захотите изменить свой отрицательный ответ на вопрос об аналитике-изобретателе; а если вы ответили положительно, то лишний раз укрепитесь в своем мнении.

Проблемы и решения в инженерии требований

Упрощенно аналитический процесс можно представить так, как это показано на следующем рисунке.

Изображение Схема перехода от требований к решениям

Рисунок 1. Схема перехода от требований к решениям

Работа аналитика начинается со сбора и изучения требований. Чтобы не усложнять модель аналитического процесса, мы не будем рассматривать такие аспекты, как изучение границ системы, определение целей, знакомство с заинтересованными сторонами и т.п. С другой стороны, чтобы совсем не упрощать, мы не будем сводить аналитический процесс только к работе с требованиями.

Общую цель работы аналитика можно определить как превращение требований в решения. Бизнес-аналитик должен произвести бизнес-решения, соответственно, системный аналитик – ИТ-решения. 

Решения, с которыми имеет дело аналитик, имеют разную природу.

    Решения 1-го рода

Изучая литературу, наблюдая за работой других аналитиков, выполняя собственные проекты, аналитик накапливает опыт создания решений. Сталкиваясь с какой-то ситуацией, аналитик вспоминает похожую ситуацию и решение, которое в такой ситуации применялось.

Например, если заказчик хочет наладить канал продаж через Интернет, то аналитик сразу представляет, что необходимо создать Web-сайт, на котором будет размещаться витрина, система работы с заказами покупателей, возможно, платежная система.
 
В 70-х годах архитектор Кристофер Александр сформулировал идею: собрать и обобщить известные архитектурные решения. Архитекторы могли бы пользоваться такими решениями, как кубиками в известной детской игре. Позднее эта идея успешно прижилась в сфере разработки программного обеспечения в виде паттернов проектирования.
 
Те, кто сталкивался с разработкой программного обеспечения на платформах Microsoft, знакомы с MSDN – базой знаний, в которой накапливаются и хранятся различные известные решения для создания, тестирования и использования программного кода.

Шаблоны бизнес-процессов, примеры наилучших практик (best business practice), стандарты менеджмента, – все это источники известных решений.

Любой аналитик имеет свой «золотой запас» готовых решений и шаблонов (паттернов), которые он использует в своей практике.

    Проблемы

Известное решение хорошо до тех пор, пока его применение не приводит к возникновению каких-либо проблем.

Например, разрабатывая систему работы с заказами покупателей, аналитик может столкнуться с ситуацией, когда длина списка товаров в заказе будет достаточно большой. (При покупке электронных компонентов список товаров в заказе может включать десятки и даже сотни позиций.) Если список будет достаточно длинным, то страница сайта не будет помещаться на одном экране – потребуется прокрутка экрана. В какой-то момент времени шапка страницы может исчезнуть с экрана; для возврата к шапке страницы потребуется прокручивать экран наверх. Такое решение может противоречить требованию заказчика – сделать простой и интуитивно понятный интерфейс с минимальным количеством прокруток экрана.
 
Проблемы возникают в тех случаях, когда известное решение не может удовлетворить каким-либо требованиям заказчика или других заинтересованных сторон.

Как часто аналитики, не находя подходящего решения в течение 5 минут, начинают искать компромиссы типа: разделим страницу на фреймы и все будет «Ок!»… наверное.

    Решения 2-го рода

Решение 2-го рода – это новое решение, которое должен придумать аналитик, чтобы избавиться от возникших проблем. Другими словами, решение 2-го рода – это изобретение; а аналитик, который столкнулся с необходимостью искать решения 2-го рода – это изобретатель.

Метод проб и ошибок

Традиционно мы представляем изобретательскую деятельность как творческую, трудоемкую, плохо организованную, с непредсказуемым результатом. Сложившийся в отношении изобретательской деятельности стереотип основан во многом на представлении о том, что процесс поиска новых решений сводится к более или менее целенаправленному перебору вариантов возможных решений проблемы. Такой процесс имеет даже свое название – метод проб и ошибок (МПиО). Схематично этот процесс представлен на следующем рисунке.

Изображение Метод проб и ошибок

ВИ – вектор психологической инерции;      ПК – поисковая концепция

Рисунок 2. Метод проб и ошибок

Недостатки метода:

  1. Плохо решаются задачи средней сложности (20-30 вариантов) и практически не решаются сложные (более 1000 вариантов).
  2. Нет приёмов решения.
  3. Нет алгоритма мышления, мы не управляем процессом думанья. Идет почти хаотичный перебор вариантов.
  4. Неизвестно, когда будет решение и будет ли вообще.
  5. Отсутствуют критерии оценки решения, поэтому неясно, когда прекращать думать. А вдруг в следующее мгновение придет гениальное решение?
  6. Требуются большие затраты времени при решении трудных задач.

Аналитикам требуется более совершенная технология поиска решений 2-го рода: гарантировано, быстро и с минимальными затратами.

Теория Решения Изобретательских Задач

С подобным вызовом в середине XX века столкнулись инженеры, занимающиеся проектированием и созданием новых технических систем (от космических ракет до бытовых приборов). Ответом на этот вызов было создание Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ).

ТРИЗ был придуман Генрихом Сауловичем Альтшуллером (1926 – 1998) – советским инженером и писателем-фантастом – еще в 50-х годах прошлого века. 

С середины 90-х годов ТРИЗ начинает использоваться для поиска решений в не-технических системах: биологических, социальных, информационных, управленческих и т.п.
Сегодня ТРИЗ широко распространен по всему миру. Более 100 университетов преподают ТРИЗ.
Большинство крупнейших мировых компаний, входящих в список Fortune 500, применяют ТРИЗ для проектирования и создания своих продуктов и услуг.

С биографией Г.С. Альтшуллера, а также историей ТРИЗ можно познакомиться здесь.

Принципы ТРИЗ

ТРИЗ базируется на следующих двух принципах:

1. Технические системы развиваются по объективно существующим законам

Огромное количество фактов подтверждают этот принцип. А это означает, что изобретения, которые являются отдельными актами развития систем, не являются исключительно фантазией изобретателей. Здесь уместна аналогия с выстрелом и полетом пули: стрелок произвольно выбирает цель и нажимает на курок; пуля летит и попадает (или не попадает) в цель в соответствии с физическими законами инерции и гравитации. 
Из этого принципа следует, что, познавая законы развития систем, мы можем научиться правильно изобретать.  

В ТРИЗ определены некоторые законы развития технических систем (ЗРТС). Много материалов посвящено применению ЗРТС для решения изобретательских задач. Например:

Знание ЗРТС применяется для прогнозирования развития технических систем. 

Особый интерес представляет закон повышения идеальности, который рассматривает развитие технической системы как процесс увеличения степени ее идеальности, которую можно представить следующим образом:
Идеальность системы
Техническая система тем более идеальна, чем больше она выполняет полезных функций, и чем меньше факторов расплаты сопровождает выполнение этих функций. Из этого закона вытекает парадоксальное, на первый взгляд, следствие:

Идеальная система – это система, которой нет, а ее функция выполняется.

С экономической точки зрения факторы расплаты могут быть выражены как затраты на всех этапах жизненного цикла рассматриваемой системы: проектирование, производство, продажа, эксплуатация, ремонт, утилизация и т.д. Факторы расплаты включают в себя, в том числе, стоимость времени, необходимого для использования системы, чтобы получить желаемый результат.

Например, для того, чтобы отправить e-mail, необходимо ввести текст сообщения и адрес получателя. Функция рассматриваемой системы – отправка e-mail; а к факторам расплаты относится время, потраченное нами на ввод текста и выбор адреса из справочника.
 
Закон повышения идеальности определяет главное направление развития систем. Подтверждение этого закона мы можем наблюдать повсеместно в окружающем нас мире.

keyboard

Клавиатура компьютера – это один из основных инструментов аналитика. За последние 20 лет развитие клавиатуры прошло путь от сложной электро-механической системы к работающей на сенсорах клавиатуре (исчезла механическая часть), потом виртуальной клавиатуре на экране (исчезли сенсоры).
В соответствии с законом идеальная клавиатура – это клавиатура, которой нет. На рисунке представлена конструкция клавиатуры, которая превратилась в пятно света на столе.

Другими примерами проявления закона повышения идеальности являются:

  1. Современная технология печати по требованию (Print-on-Demand) позволяет избавиться от тиражей книг. Такие тиражи не надо печатать, хранить, перевозить.
  2. Аренда приложений (SaaS) позволяет отказаться от приобретения приложений. Компаниям и организациям теперь не нужно приобретать компьютеры, строить и поддерживать сетевую инфраструктуру, содержать штат высококвалифицированных специалистов.

В одной из будущих статей из данного цикла будут подробно рассмотрены законы развития систем и идеи по их применению в работе аналитиков. 

2. Для решения изобретательских задач необходимо выявить и разрешить противоречия

Второй принцип ТРИЗ определяет такое фундаментальное понятие как «противоречие». 

Кратко противоречие можно определить как ситуацию, при которой решение должно удовлетворять противоположным требованиям. Именно такие решения были определены выше в схеме работы аналитика как решения 2-го рода.

Другими словами, решение 2-го рода – это решение, которое устраняет противоречие. Соответственно, задача поиска такого решения является изобретательской.   Весь окружающий нас мир мы можем рассматривать как системы. (Пожалуй, отличительной особенностью аналитика как раз и является способность воспринимать окружающий мир как множество различных систем.) 

Рассматривая хитросплетения отношений между объектами в системе, мы можем увидеть, что они очень часто сплетены так, чтобы разрешать какие-то противоречия.

Светофор на пешеходном переходе помогает разрешить противоречие: нужно, чтобы машины могли беспрепятственно двигаться по дороге; нужно, чтобы пешеходы могли безопасно пересекать дорогу. Если светофор разрешает противоречие во времени, то подземный (или надземный) пешеходный переход делает это в пространстве. 

Или вот еще.

google

Задавая запрос для поиска информации в Интернете, мы можем получить огромное количество ссылок на Web-страницы, так или иначе имеющие отношение к нашему запросу. Сейчас количество информации в Интернете так велико, что мы физически не в состоянии даже бегло прочитать Web-страницы, касающиеся нашего запроса. Google выдает нам отсортированный список ссылок, где в начале списка располагаются ссылки на наиболее релевантные нашему запросу страницы. Google разрешает противоречие: нужно просмотреть много страниц; можно просмотреть мало страниц.  

Урна для мусора
И наоборот, можно часто увидеть, как противоречия в системах не разрешены, а всего лишь «сглажены», замаскированы в виде компромисса между противоречивыми требованиями.

В городе очень часто можно встретить урны для мусора, представленные на картинке. Крышка предназначена для того, чтобы предотвратить попадание в урну дождя. Но одновременно такая крышка затрудняет использование урны.

Второй принцип ТРИЗ указывает нам, что, если мы хотим создавать и развивать (улучшать) системы, мы должны находить и устранять противоречия.

Структура ТРИЗ

На следующем рисунке схематично представлена структура ТРИЗ.

Структура ТРИЗ

Рисунок 3. Структура ТРИЗ

С точки зрения паттернов ТРИЗ можно разделить на 2 части: паттерны выявления и решения проблем и паттерны мышления. Про паттерны, про отдельные инструменты ТРИЗ, а также про возможности применения ТРИЗ в ИТ и в анализе в частности вы узнаете в будущих статьях данного цикла статей про ТРИЗ.

Комментарии:  0

Добавить комментарий

Подписаться без комментирования