ТРИЗ в бизнес-анализе

Теория решения изобретательских задач как инструмент для бизнес-анализа

Обзор ТРИЗ для системных и бизнес аналитиков. Часть 6.

2.06.2012
New_preview_6-1_new

В предыдущих частях обзора ТРИЗ мы рассмотрели основные принципы ТРИЗ. В 5-ой части обзора был кратко рассмотрен принцип, который утверждает, что системы (не только технические) развиваются по соответствующим законам. Во 2-ой и 3-й частях обзора было показано, как возникают противоречия и как их можно разрешать.

В этой части будет рассмотрены важные элементы АРИЗ – Алгоритма Решения Изобретательских Задач.

Противоречие позволяет нам локализовать то место в системе, которое нужно изменить, чтобы устранить данное противоречие. Законы развития позволяют оценить, насколько то или иное изменение системы является правильным. Недостающим звеном является знание о том, как найти правильное изменение в системе.
Для поиска необходимого изменения системы, устраняющего противоречие, в ТРИЗ используется Алгоритм Решения Изобретательских Задач (АРИЗ).

АРИЗ – это комплексная программа алгоритмического типа, основанная на законах развития технических систем и предназначенная для анализа и решения изобретательских задач.
Выражаясь простым языком АРИЗ – это последовательность действий по анализу ситуации, выявлению и анализу противоречия и поиску решения, устраняющего противоречие. АРИЗ возник и развивался вместе с Теорией Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ).

Освоение АРИЗ требует определенного времени и усилий, поэтому в данном обзоре мы ознакомимся лишь с несколькими наиболее важными элементами АРИЗ. Более глубокое изучение оставим для заинтересовавшихся читателей и снабдим их ссылками для дальнейшего чтения.

Идеальный конечный результат

Рассмотрим ситуацию, содержащую противоречие:

Смартфон
Активные пользователи смартфонов сталкиваются со следующей проблемой: со временем количество различных приложений на смартфоне растет; поиск нужного приложения требует все больших и больших усилий. Очевидна тенденция роста количества разнообразных приложений.
Со временем какие-то приложения становятся ненужными, какие-то забываются и не используются, но продолжают жить в смартфоне. Наступает какой-то момент, когда пользователь смартфона садится наводить порядок: удаляет ненужные приложения, чтобы хоть как-то улучшить удобство пользования смартфоном.

Мы можем сформулировать следующее противоречие: чтобы максимально удовлетворять потребности и интересы пользователя, в смартфоне должно быть много разнообразных приложений; чтобы приложения было удобно находить и запускать, их количество должно быть маленьким, в идеале, только одно приложение, нужное пользователю «здесь и сейчас».

Чтобы устранить противоречие, мы должны каким-то образом изменить рассматриваемую систему. Но любое изменение системы – это затраты. Чем сильнее потребуется изменить систему, тем сложнее будет реализовать и внедрить такое изменение.

Например, можно переписать операционную систему смартфона таким образом, чтобы она могла сортировать приложения по каким-то признакам и определять нужные и ненужные приложения. Однако здравомыслящий аналитик понимает, что такое изменение слишком дорогое и сложное.

Очевидно, что чем меньше изменение в системе, тем проще его реализовать. Минимальное изменение в системе, позволяющее устранить противоречие, в АРИЗ получило специальное название – Идеальный Конечный Результат (ИКР). Таким образом, мы можем сформулировать цель решения изобретательской задачи как поиск идеального конечного результата.

Каким может быть ИКР в нашем примере со смартфоном? Если бы операционная система смартфона умела каким-то образом понимать, какое приложение нужно пользователю в тот или иной момент времени, то мы бы могли воспользоваться этой возможностью и «всего лишь» настроить ее на определенного пользователя. Мы также могли бы разработать какое-то новое приложение для смартфона, которое бы могло понимать, какие из приложений смартфона требуются пользователю. Мы также могли бы… СТОП! Мы бы могли перебирать варианты до бесконечности.

Множество приложений для мобильных девайсов
ИКР является абстрактным образом будущего решения. Мы еще не знаем, какой элемент в системе нужно изменить, чтобы устранить противоречие. Поэтому в АРИЗ используют термин Х-элемент (неизвестный элемент, какой-то элемент). ИКР для нашего примера со смартфоном можно сформулировать следующим образом:

Х-элемент сам определяет и отображает в любой данный момент времени одно (или несколько) приложений, нужное пользователю «здесь и сейчас», выбирая их из потенциально очень большого количества имеющихся в смартфоне приложений.

Не зная, что это за Х-элемент, мы, тем не менее, уже знаем, каким требованиям этот элемент должен удовлетворять.

Х-элемент должен:

  1. Знать о приложениях, имеющихся в смартфоне
  2. Знать потребности хозяина смартфона «здесь и сейчас», т.е., знать его местоположение и расписание
  3. Знать, какие приложения нужны хозяину в «нужном месте» и в «нужное время» (например, для разных задач в его расписании)
  4. Уметь отображать иконку нужного приложения (или запускать нужное приложение)


Кафе в городе

Для аналитиков концепция Х-элемента не должна быть чем-то новым и необычным: любая новая система на стадии сбора требований, по сути, является Х-элементом.
 

Представьте, что вы зашли в любимое кафе, а в это время ваш смартфон уже запустил приложение, которое загружает сегодняшнее меню.
Или вы включили в расписание встречу с коллегой, и смартфон сам отобразит вопросы встречи и документы, которые нужно обсудить.

Анализ ресурсов

АРИЗ требует от решателя уделить много внимания изучению имеющихся в ситуации (системе) ресурсов. Учитывая, что АРИЗ (как и ТРИЗ) разрабатывался для технических систем, под ресурсами в АРИЗ понимаются вещества (элементы рассматриваемой системы, окружающей среды и т.п.) и поля (механические, электрические, гравитационные и т.п.), посредством которых эти элементы взаимодействуют друг с другом. В АРИЗ даже применяется специальная аббревиатура ВПР – вещественно-полевые ресурсы.

Для системных и бизнес-аналитиков ВПР могут быть легко трансформированы в такие понятия как объекты и отношения между объектами. Собственно, объекты и отношения между объектами являются теми ресурсами, которые могут использоваться для решения изобретательской задачи.

Мы можем также использовать полезные приемы и методы, имеющиеся в ТРИЗ (и АРИЗ) для анализа имеющихся ресурсов.
В частности, в 4-ой части обзора ТРИЗ мы рассматривали многоэкранную схему. Эта схема позволяет нам увидеть, что в качестве имеющихся в нашем распоряжении ресурсов (элементов и отношений между ними) мы можем рассматривать не только ресурсы рассматриваемой системы, но также и элементы надсистемы, элементы, которые были в предшествующей системе, и даже элементы, которые появятся в будущей системе.

Рассматривая пример со смартфоном, мы можем выделить следующие ресурсы:

  1. Ресурсы смартфона
    1. Операционная система смартфона
    2. Приложения, уже имеющиеся в смартфоне
    3. Папки, которые могут объединять приложения, обладающие схожими признаками
    4. Страницы, на которых размещаются иконки приложений
  2. Ресурсы надсистемы
    1. Мобильный оператор и сервисы, которые он предоставляет
    2. Магазин приложений для смартфона (например, AppStore для iPhone)
    3. Хранилище контента (например, iTunes)
    4. Система геопозиционирования GPS
    5. Компас
    6. Акселерометр
    7. Часы, которые совместно с системой GPS могут автоматически определить часовой пояс, а также время суток (утро, день, вечер, ночь)

АРИЗ рекомендует также рассматривать внешнесистемные ресурсы, в том числе,

  1. Ресурсы окружающей среды
  2. Ресурсы соседних систем

Из названия следует, что внешнесистемными ресурсами являются ресурсы, которые могут быть доступны в рассматриваемой системе и, следовательно, могут быть использованы для решения задачи.

В случае смартфона к внешнесистемным ресурсам относятся:

  • Интернет-ресурсы, доступные на смартфоне
  • Смартфоны и приложения друзей, коллег, родственников

В АРИЗ есть правило, которое указывает последовательность рассмотрения ресурсов при поиске решения задачи:

При решении конкретной задачи желательно получить результат при минимальном расходовании ресурсов. Поэтому целесообразно использовать в первую очередь внутрисистемные ресурсы, затем внешнесистемные ресурсы и в последнюю очередь надсистемные ресурсы. При развитии же полученного ответа и при решении задач на прогнозирование целесообразно задействовать максимум различных ресурсов.

Альтшуллер Г.С. Алгоритм решения изобретательских задач. Часть 2

Иконка-Навигатор
В случае смартфона нам нужно найти ресурс или несколько ресурсов, которые удовлетворяют требованиям, определенным нами для идеального конечного результата. Очевидно, что о местоположении смартфона (а, возможно, и его хозяина) знают навигационные модули и приложения смартфона, например, GPS-локатор или навигатор, работающий по координатам мобильного оператора. Например, если навигатор обнаружил, что хозяин смартфона находится в здании кафе, то смартфон может загрузить меню этого кафе.

 
Иконка-Записи
Какие-то сведения о том, чем сейчас занимается хозяин смартфона, могут содержаться в приложении «Календарь». Например, если в календаре указано совещание, то смартфон может загрузить нужные для совещания документы.
Еще одним источником данных о том, что может быть нужно хозяину смартфона, можно почерпнуть из приложений смартфонов друзей.

 
Действуя в соответствии с рекомендациями АРИЗ, мы анализируем имеющиеся ресурсы и рассматриваем возможность их использования для удовлетворения определенных нами требований. Очевидно, что во многих случаях проще изменить уже имеющийся в системе ресурс, например, доработать уже имеющееся приложение, чем разрабатывать новое приложение, которое будет удовлетворять тем же требованиям.

Очевидно, что предельный случай идеального конечного результата – это случай, когда для решения противоречия вообще не надо ничего менять. Такие случаи, когда они встречаются в практике аналитиков, часто становятся семейными легендами: «Однажды был случай…» и все такое.

Меню
Если приспособить страницы смартфона для различных ситуаций и организовать размещение приложений на таких страницах, то поиск нужного приложения значительно облегчится. Если мы заведем на смартфоне страницу «Кафе, бары, рестораны», то мы можем разместить на ней все приложения, которые имеют отношение к этой теме. Да, конечно, это решение не так изящно, как в случаях, описанных выше, но зато, его можно реализовать прямо сейчас.

Заключение

Чем должен заниматься аналитик? Какова его роль в проекте? Какую пользу он должен приносить в проект? Эти и многие другие подобные вопросы не по-детски будоражат сообщество аналитиков.

На мой взгляд, целью аналитика в любом проекте должен быть поиск идеального конечного результата. Ну, а на роль девиза вполне подойдет принцип KISS (Keep It Short & Simple).

Интересные ссылки

  1. Последняя авторская версия АРИЗ опубликована в 1985 году в методических разработках для слушателей семинара “Методы решения науч.-техн. задач/Г.С. Альтшуллер. – Л., 1985. – 123 с. – Ленингр. металл. з-д. С текстом АРИЗ-85В можно также ознакомиться здесь.
  2. В книге М. Рубина, В. Кияева Основы ТРИЗ и инновации. Применение ТРИЗ в программных и информационных системах. М: 2012 (ее можно скачать здесь) представлен разбор задачи, связанной с визуализацией информации на сайте компании. По ссылке можно также посмотреть видео лекций Михаила Рубина по ТРИЗ для программистов.
  3. Гасанов А.И. написал раздел, посвященный использованию вещественно-полевых ресурсов. В тексте есть много примеров интересного использования ресурсов для решения изобретательских задач.

 
Предыдущие статьи по теме:

Обзор ТРИЗ для системных и бизнес аналитиков. Часть 5

Обзор ТРИЗ для системных и бизнес аналитиков. Часть 4

Обзор ТРИЗ для системных и бизнес аналитиков. Часть 3

Обзор ТРИЗ для системных и бизнес аналитиков. Часть 2

Обзор ТРИЗ для системных и бизнес аналитиков. Часть 1

Комментарии:  0

Добавить комментарий

Подписаться без комментирования